Retunsky Yoga Studio

Большой Каретный переулок дом 8/2 (метро Цветной Бульвар)

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ И ТРИ СОСТОЯНИЯ УМА
05.02.2021

Автор: Лариса Семиколенова https://www.facebook.com/larisem108/

ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА: ФИЗИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ И ТРИ СОСТОЯНИЯ УМА

 

Макрокосм подобен Микрокосму

«Познай себя, и ты познаешь весь мир»

Восточная мудрость

Тело человека – микрокосм, подобие Вселенной. Все процессы, которые происходят во внешней среде, все ее элементы и составляющие так или иначе отражены в человеческом теле.

Согласно представлениям ведических мудрецов, тело человека повторяет модель Мира. В нем, как в звуке АОУМ заключены четыре аспекта существования: внешний (физическое тело), внутренний (энергетическое тело), тайный (Атма, Душа) и сакральный (Сознание).

Древние писания гласят, что в основе всего лежит Единое Сознание. Оно едино и неделимо, но способно проявлять себя в двух качествах: пассивное – как Сознание и активное – как Энергия. Эти два качества Единого Сознания порождают три гуны или производные энергии, лежащие в основе творения: саттва, раджас, тамас.

Сознание без энергии по своей сути инертно, поэтому оно порождает гуну тамас (неподвижность, инертность). Энергия по своей сути подвижна и активна, поэтому она порождает гуну Раджас (действие, движение, страсть). Равновесие энергии и сознания порождают гуну Саттва (чистота, благость, гармония), в которой присутствует взаимодействие двух единых по сути, но разных по проявлению противоположностей: в движении – покой, а в покое – движение. Саттва наиболее близка по качествам к Единому Сознанию, поэтому только через Саттву возможно возвращение в изначальное недвойственное состояние.

Из трех гун или энергий рождаются пять первоэлементов. Инертность гуны Тамас рождает твердую Землю. Подвижность гуны Раджас рождает активный Огонь. Гармоничность гуны Саттва рождает Эфир. Элемент Воды вбирает в себя пассивность Тамаса и активность Раджаса. Элемент Воздуха – активность Раджаса и легкость Саттвы.

Космическое Сознание и Изначальная Энергия есть проявление Сознания и энергии Кундалини в человеке. Три гуны – это основа существования проявленной Вселенной, в человеке определяют состояние ума и внутренней энергии. Пять элементов создают материальную Вселенную и физическое тело человека.

 

 

Пять элементов

  • Земля (твердое состояние, формирует ткани тела (кости, мышцы))
  • Вода (присутствует в жидкостях тела (кровь, лимфа, слюна, слизь))
  • Огонь (лучистое состояние, дающее свет и тепло; в теле обеспечивает пищеварение и терморегуляцию)
  • Воздух (газообразное состояние, присутствует в дыхании и переносе веществ)
  • Эфир (пространство) (волновое состояние, формирующее полости тела)

 

Эти пять элементов могут находиться в разных состояниях. Когда всем сферам жизни уделяется должное внимание, все на своих местах, ни в чем нет избытки или недостатка, тогда элементы присутствуют в необходимом и достаточном количестве и находятся в гармонии и равновесии. Когда чему-то уделяется большее внимание, а что-то совсем упускается из жизни, тогда одного элемента может быть слишком много, а другого – слишком мало, соответственно, один элемент находится в избытке, другой – в недостатке, что влечет за собой нарушение равновесия в теле и уме и, как следствие, развитие заболеваний, возникновение препятствий и трудностей в реализации планов, бесплодные усилия и другие негативные аспекты. Когда пять элементов в теле человека сливаются с Первоэлементами, такое состояние называют совершенным. Слияние с Первоэлементами происходит, когда энергия Кундалини сливается с Сознанием.

Когда элемент Земли находится в равновесии, тело человека крепкое и сильное, речь прямая и твердая, он излучает спокойствие и уверенность, такой человек хорошо устроен в материальном мире. Если элемент Земли в избытке, то уверенность превращается в упрямство, твердость – в консерватизм, спокойствие – в инертность и лень. Недостаток элемента проявляется в невнимательности, неусидчивости, быстрой возбудимости и утомляемости, отсутствии стабильной работы и дохода. Чтобы гармонизировать Землю, нужны дисциплина (тела, речи, ума) и следование своему слову. Также хорошо уравновешивают Землю физический труд, выполнение упражнений с физическим телом, работа на земле (сбор ягод, цветов, посадка растений и т.п.).

Совершенным состоянием элемента Земли является переживание «единого вкуса», чистого восприятия без оценок и суждений, когда реальность видится такой, какая она есть без призмы субъективных, социальных и т.п. оценок и понятий. Земля – мать всех живых существ, которых множество, но она принимает всех с любовью и заботой, не делая различий.

Равновесие элемента Воды дает гибкость, текучесть, плавность, как тела, его линий и очертаний, так и речи и движений, так и мышления. Человек с выраженным элементом Воды артистичен, мягок, добр, умеет отпускать себя и, подобно воде, заполняющей любую форму, адаптироваться к любым условиям. Когда Вода в избытке, тело человека становится рыхлым, мышцы вялыми. Такой человек зависим от чужого мнения, излишне эмоционален, склонен проводить жизнь в праздности, не имеет стержня, поэтому его легко склонить на чью-либо сторону. Недостаток элемента Воды проявляется в постоянном чувстве напряженности, неумении расслабиться и отпустить себя, излишней зацикленности на себе.

Гармонизации элемента Воды способствуют развитие артистизма и творчества, гибкости и пластики, смирения и принятия, способности жертвовать и отказываться от чувства собственной важности. Совершенство элемента проявляется в состоянии блаженства и радости бытия, которое, как полноводная река растекается по телу, оживляя и заполняя все его клеточки.

Когда элемент Огня находится в равновесии, человек полон энтузиазма и сил действовать и воплощать задуманное в жизнь, он азартен и напорист, он лидер, ведущий за собой. Он страстен и горит желанием жить. Когда Огонь в избытке, человек становится излишне вспыльчивым, напористым и агрессивным, он раздражается по мелочам, склонен во всем проявлять нетерпение и мечом устанавливать свою правду. Его огонь начинает сжигать его же изнутри. Недостаток элемента влечет за собой потерю интереса ко всему, вялость и пассивность, человеку везде становится холодно, его мучают депрессии и потеря смысла жизни.

Чтобы гармонизировать элемент Огня, необходимы успокаивающие методы в случае с избытком (созерцание пламени свечи, костра, работа на земле, уравновешивающие пранаямы) и разогревающие процедуры в случае с недостатком (активные пранаямы, аэробные нагрузки, пища со специями). И основное – это развитие терпимости и доброго отношения к окружающим.

Совершенным состояние элемента Огня является различающая мудрость (вивека). Как при свете факела все предметы в темноте становятся видимы, так и человек становится способен видеть истину, отличать белое от черного, благо от удовольствия, внешнее от внутреннего, не оценивать и наклеивать ярлыки – это то, а это другое – а в каждой ситуации видеть истинное положение вещей. И, как следствие, приходит ясность.

Гармоничный Воздух делает человека быстрым, решительным и находчивым. Такой индивид обладает подвижным и сообразительным умом, коммуникабельностью, живостью, жаждой новых впечатлений, знаний и открытий. Когда Воздуха слишком много, человек становится нетерпеливым и суетливым, он не может усидеть на месте и сосредоточится на чем-то одном. Его постоянно заносит с одного состояния на другое, с одной эмоции на другую. Напротив, недостаток воздуха влечет за собой инертность, малоподвижность. Такой человек тяжел на подъем и трудно поддается изменениям.

Равновесию элемента Воздуха способствуют дисциплина и развитие концентрации. Поскольку любые условия и ожидания останавливают течение энергии, за которое и отвечает элемент Воздуха, то очищению и увеличению этого элемента способствуют действия без ожидания результатов, бескорыстная помощь и безусловная любовь.

Когда элемент Воздуха находится в совершенстве, человек овладевает искусством намерения и умением воплощать задуманное в жизнь. Воздух – посредник, он переносит предметы с одного места на другое, мысли и чувства от одного человека к другому. Таким образом, когда элемент Воздуха в теле становится тождественным Первоэлементу и всем его качествам, человек становится способным переносить образы внутренней реальности во внешний мир.

 

Элемент Пространства в теле наделяет человека целостностью и самодостаточностью. Такой человек во всем склонен опираться на себя, он глубок и многогранен. Ему под силу овладеть многими искусствами, его как будто хватает на всё. Он в меньшей степени опирается на внешнее, в большей – на свое внутреннее я. Он не привязывается к традициям и ограничениям. Для него вся Вселенная – его дом.

Когда элемент в избытке, человек теряет связь с корнями, становится вечно странствующим, не имеющим пристанища. Он чувствует себя одиноким и заброшенным, потерянным и отчужденным от целого. Недостаток элемента проявляется в захваченности внешними объектами и привязанности к внешним связям, такой человек не уверен в себе, неустойчив, отождествляет себя с умом и телом.

Накоплению и развитию элемента Пространства способствуют практики созерцания и самоисследования. Чтобы уравновесить элемент, подойдут любые заземляющие действия.

Когда элемент Пространства находится в совершенстве, возникает непрерывность осознавания. Такой человек не теряет осознанности ни в дневной жизни, ни во сне. Чтобы ни происходило, его ум нашел пристанище и укоренился в Высшем состоянии блаженства, слившись с Космическим Пространством.

 

Три состояния ума

От чистоты и гармонии пяти элементов зависит состояние, в котором пребывает ум человека, его образ мыслей и эмоции и, как следствие, образ жизни и поведение. Баланс всех элементов обеспечивает здоровье тела и спокойствие ума.

Когда преобладают элементы земли и воды, ум находится в состоянии гуны тамас (инертности) и проявляет себя как эго (ограниченное сознание). Такой человек ценит только материальное, его мышление ограничено и с большим трудом поддается изменениям, он ведом своими эмоциями и настроениями, не принимает ничего нового, не вписывающегося в его привычную картину мира, зависим от социальных установок и традиций, консервативен и ленив.

Когда преобладают элементы огня и воздуха, ум находится в состоянии гуны раджас (движение, действие) и проявляет себя как манас или ум обычного человека, наполненный страхами, желаниями, надеждами, ожиданиями, постоянно думающий, ищущий ответы, строящий планы, поглощенный сам собой. Такой человек нигде не находит себе покоя, он одержим своими желаниями, горит надеждами на их воплощение, строит планы, которые спешит воплощать в реальность, обеспокоен отсутствием желаемого, страшится страданий, неудач и потерь. Он с утра до ночи поглощен процессом думания и одержим деятельностью, даже не задумываясь, а нужно ли вообще все это и кому.

Когда преобладает элемент пространства, ум находится в состоянии гуны саттва (благости) и проявляется себя как буддхи (интеллект). Такой человек стратегически мыслит, ясно видит и схватывает ситуацию целиком, он мало думает, больше чувствует и доверяет своему внутреннему чутью. Он уравновешен и спокоен, его трудно вывести из себя, его ум пребывает в состоянии равновесия и блаженства, он умеет наслаждаться текущим моментом и радоваться всему, что наполняет его жизнь. Подобное состояние ума есть дверь в пространство Сознания, которое за пределами всех ограничений и влияний гун материальной природы.

Физическое тело – это дом, в котором обитает Душа. Она ограничена стенами этого дома. Пока она его не изучит, не найдет все двери и ключи, она не сможет его покинуть. С другой стороны, дом-тело – это маленькое подобие Вселенной. Душа – часть Абсолюта. Вселенная – тело Абсолюта. Тому, кто научается владеть и управлять собой, не страшен внешний мир. Тому, кто познал и овладел пятью элементами в теле, становится подвластна любая стихия.