Retunsky Yoga Studio

Большой Каретный переулок дом 8/2 (метро Цветной Бульвар)

Материалы в йоге, зачем они?
24.10.2018

Автор Ирина Фрухтбейн преподаватель йоги Айенгара, стаж 12 лет.

Я думаю, что если провести опрос среди абсолютно всех практиков йоги (страна, рост, возраст, вес, национальность, пол и т.д не имеют значения) на тему «Чем отличается йога по методу Айенгара от всех остальных направлений», большинство вспомнят про ремни и кирпичи и ответят «Пропсы — основное отличие».

И я вспоминаю себя, когда я после занятий «обычной хатхой» пришла на класс по йоге Айенгара и с удивлением обнаружила одеяла на стеллажах. Что я подумала про одеяла? Ну, это чтобы тепло было во время Шавасаны. На ремни и кирпичи я вообще не обратила внимания и поняла, что они — не предметы интерьера, не забытые кем-то вещи и не спортинвентарь для пилатеса только в процессе практики асан.

Да. На первый взгляд йога Айенгара — это про пропсы. Особенно можно ложно утвердиться в этом мнении, когда ты решаешь поехать на обучение или в йога-тур куда-нибудь на Гоа, Бали или еще куда-то подальше от мегаполиса. И вот ты весь такой очарованный и вдохновлённый предстоящим путешествием понимаешь, что налегке поехать не удастся. Ты стоишь перед чемоданом и думаешь: а точно надо с собой взять платформу для Сарвангасаны и вот эти вот самые пробковые кирпичи??

Пропс — от англ слова “prop” — опора, подпирать, прислонять.
И если понимать смысл этого слова, то становится ясно: а зачем вообще нужны пропсы. Они нужны тогда, когда нужно что-то подпереть и опереть для достижения определённой цели. Соответственно, если нет необходимости, то бесконечно себя подпирать и опирать просто потому, что рядом лежит кирпич, не стоит.

Итак, для чего нужны пропсы? Почему вам преподаватель в классе предлагает, а иногда и настаивает, а иногда и очень настаивает, взять какие-либо пропсы — материалы для практики — для выполнения асаны?

Давайте изначально введём обязательную составляющую в обучающий тандем «учитель-ученик». Представим, что учитель — преподаватель йоги Айенгара — не случайно пришёл на занятие, а практикует йогу регулярно и корректно по отношению к своему телу. Ну то есть ваш учитель — правильный учитель, который не проверяет свои идеи «а сработает ли это», а точно знает благодаря самоузучению и регулярному обучению у старших преподавателей, что это сработает.

Так вот если мы изначально введём эту составляющую, то этот правильный преподаватель однозначно знает об асанах больше, чем пришедший в первый и даже двадцать первый раз на коврик новичок, пусть даже этот новичок — самый чувствительный и внимательный к своему телу.

1. Одной из первых функций пропса является — помочь выполнить позу, если ее выполнение невозможно из-за особенностей тела.
Ну не может человек достать руками до стоп в наклонах. Спина колесом, ноги не выпрямляются, тянет всё тело так, что кажется, что-нибудь где-нибудь треснет, и глазные мышцы, кстати, тоже в шоке. Так вот ремень в помощь!
И не то, чтобы сразу стало легко и всё прошло, но натяжение и напряжение уменьшилось, стал различим голос преподавателя, и его призыв о втягивании коленных чашечек дошёл до слуха и до понимания.
Вот что важно! Не просто услышать себя, услышать учителя, но и сделать то, что требуется.

2. Ещё одна важная функция пропса — снять чрезмерную нагрузку с внутренних органов и органов восприятия при выполнения асаны и равномерно распределить эту нагрузку между органами действия (руками и ногами). И когда правильный учитель предлагает в Уттхита Триконасане женщине с месячными взять кирпич под руку и встать к «коню» или хотя бы опереть заднюю ногу в стену, то это не потому, что она бедная и немощная (она же пришла в конце концов на Интенсив в этом состоянии, она же всё сможет!), а потому, что это частично снимет напряжение с органов малого таза и позволит естественному происходящему процессу продолжаться естественно и гармонично.

И если вам в Вирасане преподаватель настойчиво предлагает хотя бы в три раза сложенное одеяло положить под таз, под седалищные кости, то поверьте, ему больно смотреть на ваши вывернутые наружу стопы и упавшие внутренние колени, которые через 3 минуты у вас начнут ныть от перерастяжения, и вы будете ненавидеть эту позу и считать, что эта поза вам не нужна, «лучше дайте что-нибудь поинтереснее».

Преподаватель не сомневается в ваших способностях выполнить всё, что он вам предлагает без всяких ремней, одеял и скамеек. Конечно же вы выполните, как минимум, из сопротивления, из состояния «я же не слабак» или просто потому, что вашей силе воли нет предела.
Преподаватель точно знает, что Стойку на плечах — Саламба Сарвангасану — вы сделаете и без опоры под плечи. Но также правильный преподаватель заинтересован, чтобы вы стояли на головках плечевых суставов — на плечах, а не на шее. Заинтересован, чтобы вы вертикально поднимали рёбра спины для достижения эффекта позы, а не просто формального выполнения.

Учитель искренне хочет, чтобы вы без насилия над собственным организмом выполнили все те пункты, к которым он вас призывает. Ведь каждую инструкцию, которую произносит учитель нужно услышать и воспроизвести в своём теле. Именно поэтому преподаватель не занимается молча сам по себе. Он ведёт класс, смотрит на учеников, и он, по сути, берет часть ответсвенности на себя, чтобы предупредить возможные травмы, наблюдая особенности структуры вашего тела. А часть ответственности — на вас. Вам предложили одеяло, а вы отказались его туда-то постелить. Ну так почему же вы раньше выходите из позы со словами «мне больно, у меня там тянет»??

3. Время в асане. Как раз к разговору «почему вы раньше выходите из позы».
Йога Айенгара прекрасна тем, что пропсы продлевают время нахождения в асане. Как раз благодаря пропсу напряжение уходит из слабых мест, и, собственно, напряжение сменяется вовлечением этих слабых мест в работу. Потому что напряжение — это не работа. Это разрушение. Особенно когда речь идёт о длительном воздействии.
Настолько насколько полезна асана, выполняемая корректно и длительно, настолько же она вредна, если вы систематически выполняете её «кишками», т. е сжав зубы от напряжения.

4. Очень важная функция пропса, доступная тогда, когда у ученика уже появляется чувствительность — различение — перевести вас на другой уровень восприятия, дать вам новую степень чувствительности.
Одеяло, скрученное в тугой ролл, грань кирпича, коврик, сложенный конусом и так далее и тому подобное — способны изменить понимание уже известной асаны.
Раньше вы вроде бы сидели в Баддха Конасане, раскрывая таз и направляя внешние бёдра от колена к тазу, стягивая таким образом внешние стороны таза для того, чтобы создавая внешнюю компактность, образовать пространство внутри.
Но стоит пересесть седалищными костями на грани кирпича… и вот оно — ощущение истинного действия. Когда не только стянутся, в конце концов, головки бедренных костей, но и Мула Бандха ощутимо случится! И прочувствовав этот опыт, Баддха Конасана уже не будет прежней. И поиск Мула Бандхи будет происходить не только в этой позе, но и в других асанах, асанах сидя как минимум.
Гарт Макклейн этот вариант Баддха Конасаны предлагал как способ возвращения чувствительности в нижнюю часть тела. Он таким образом восстановил работу своей, извините, мочеполовой и выделительной систем.
Так что использование пропсов имеет ещё и следующую функцию.

5. Терапевтический эффект.
И вот в этом действительно йога Айенгара впереди всех остальных направлений йоги. Так далеко и так глубоко как Гуруджи Айенгар в изучении этого предмета никто не заходил.
Гуруджи сделал освоение воздействия пропсов на тело человека целой наукой.

В Ramamani Iyengar Memorial Yoga Institute (RIMYI) в Пуне пропсам отведена целая комната; их разнообразие поражает и ассортимент пополняется регулярно новыми наименованиями и видами пропсов.

Материал пропса, его размеры, форма, вес, все его характеристики — всё это влияет на тело и его не только внешнее, но и внутреннее состояние. Жесткие материалы воздействуют на кости лучше, чем мягкие. Длинная веревка, прикреплённая к стене лучше вытягивает руки, чем короткая. 10 кг веса на плечи в Шавасане лучше расслабляют, чем 5 кг. Мягкий коврик, скрученный под крестец, смягчает живот и отпускает напряжение внутренних органов лучше, чем жесткий коврик.

Мало того, один и тот же пропс имеет разное воздействие, если он применен к разным областям тела. Ремень на переднюю пятку в Супта Падангуштхасана 90* больше воздействует на тазобедренный сустав, нежели этот же ремень, надетый на передний край стопы. В последнем случае больше работы будет происходить с мышцами и связками.

Я ещё много и долго могу развивать эту тему. Она бесконечна, как сам путь в йоге. Важно использовать пропсы тогда, когда вы чувствуете в них необходимость при личной практике и тогда, когда этого требует преподаватель на классе. Иначе, если вы пришли в класс и собираетесь показать окружающим, что вы можете всё и без всего, то вы пришли не за йогой, а за демонстрацией себя.

Важно помнить, что пропсом может стать всё. И в этой связи я хочу привести 3 высказывания, которые своей мудростью освещают мой путь движения к себе.

1). «Нет предела инженерной мысли». Эту фразу я услышала впервые от моего учителя — Елены Матвеевой.
Это как раз про то, что кухонный стол, теннисный мячик, стеллаж, бабушкин плед, не говоря уже про диван и табуретку и блин от штанги — всё это и многое другое при понимании воздействия на тело пойдёт в ход для достижения определенного эффекта.

2). «Когда я практиковала аштанга-виньяса-йогу, я себя чувствовала отбойным молотком. Я могла всё! В йоге Айенгара я себя почувствовала скальпелем. И я по-прежнему могу всё!» Это Татьяна Толочкова говорила об интеллектуальности в понимании своего тела и его способностей через освоение йоги Айенгара. И разговор шёл, в частности, о понимании употребления пропсов. О практике с пропсами и без них.

3). «Тело — наш главный пропс».
Это фраза самого Гуруджи. Который жил жизнью исследователя в йоге. Который дал каждому из нас возможность понять, почувствовать и воплощать в жизнь исследование себя, всех сторон своей личности, как физического, так и ментального тела. И его вклад в историю развития осознанности человечества переоценить невозможно.

Практикуйте!