Retunsky Yoga Studio

Большой Каретный переулок дом 8/2 (метро Цветной Бульвар)

Интервью Михаила Огородникова
02.08.2018

Запись интервью сделана на фестивале СурьяФест 2018 Марией Самойловой.

-Расскажите немного о себе. Чем занимаетесь? Как пришли к практике?

-Меня зовут Миша Огородников. Для друзей – Огород. Я занимаюсь хатха йогой. Как, наверное, большинство из нас, в практику я пришел последовательно, постепенно. Этому способствовали два фактора.
По-первых, в какой-то момент я понял, что мои представления о жизни и, самое главное, о самом себе, не всегда соответствуют той действительности, в которой находят меня окружающие. А, во-вторых, периодически стали возникать спонтанные расширения, которые позволяли на некоторое время увидеть мир во всем его многообразии, и в то же время в такой целостности, в которой пропадали условности, с которыми я в своей жизни сталкивался. Появлялась некая картинка бытия, где все мелочи связаны друг с другом. А выпадая из этого состояния и понимания, я каждый раз обнаруживал себя в запутанных причинно-следственных перипетиях, которые и называются судьба. В эмоциях, в образах самого себя. Какие-то образы нравятся и ты их раскручиваешь, а другие пытаешься скрыть. Все это я и называю двойственность. И когда эти вспышки стали повторяться чаще, возникло естественное желание разобраться – а что же я понимаю под словом «я».

-И вы смогли понять, кто же вы такой?

-Разные практики последовательно приводят сначала к пониманию, что есть образы самого себя, и, постепенно, отталкиваясь от обнаружения этих образов, я понял, что так и не могу найти ту точку, о которой можно сказать, что в ней образ изначален, а все остальное добавляется. Поиск ее занял львиную долю моей жизни, но так и не привел к результату.

-Но какой-то результат все-таки был? Вы нашли тот баланс, который стал помогать вам видеть мир и себя максимально приближено к реальности?

-В некоторых состояниях ты можешь видеть себя с точки зрения зрителя, сидящего в кинотеатре. Тогда замечаешь все нюансы и подробности. А вот когда начинается реагирование, когда включается личность – происходит искажение того, что человек видит перед собой. Мозг удивительным образом выхватывает то, что приятно, а что нет – отметает. Мир начинает делиться на своих и чужих. Но, сидя в кинотеатре, как бы наблюдая себя со стороны, пребывая в состоянии, так скажем, нейтральном, вновь все налаживается, возникает целостность.

-И что вы стали делать дальше?

-Естественным выводом было углубиться в эти состояния, попытаться понять закономерности и, таким образом, скорректировать свое местонахождение в обычном, повседневном мире. И оказалось, что системы, помогающие найти решения возникшим вопросам, существуют. Эти системы, помогающие через внимание к ощущениям перекосов в собственном теле, прийти к ощущению расконцентрированности сознания в повседневной жизни. Но, чем глубже начинается эта работа, тем отчетливее проявляется главный враг. И главным врагом для моего истинного, правильного понимания этого мира, оказался я сам. Эго, возникающее из ниоткуда и сильно обуславливающее картинку, которую я вижу и ощущаю.

-С чего же надо начать человеку, который хочет углубиться в это целостное понимание мира и своего места в нем?

-Практика понимания самого себя начинается с поиска перекосов в теле. Поэтому практика перестройки организма начинается с запуска длинной и последовательной программы детоксикации. Мы начинаем ту часть йоги, которая называется Шаткарма. Или, если сложить сюда все техники, которыми мы влияем на жидкости внутри, можно назвать этот аспект йоги Весцеральная йога. Мы работаем с внутренними органами, которые важны для жизнедеятельности, погружая себя в специальные позы, растягивая эти органы или, наоборот, сжимая, оказывая давление на разные части живота, тем самым запуская механизм вращения жидкости в организме. Когда жидкости начинают двигаться по телу свободно, запускается естественная программа метаболизма. Организм начинает успевать не только впитывать и расщеплять, но и, главное, выводить из себя продукты распада всего того полезного, что он получает вместе с едой.
После того, когда жидкости начинают легко высвобождать работающие в течение дня органы, имеет смысл погружаться в более сложные и более направленные позы тела, продолжая удерживать внимание на внутренних органах. И, таким образом, повышать процесс детоксикации. И только тогда, когда весь этот механизм запущен, можно переходить к более сложным и детальным последовательным асанам, которые в очищенное тело могут доставлять новые виды энергий.

-Это мы говорим о физическом теле…

-Если мы говорим о физическом теле, то мы имеем в виду нормальную работу всего биологического механизма. Но с точки зрения нашего ума и психики – это возможность воспринимать изменчивость окружающего мира и, соответственно, сонастраиваясь с ситуациями, в которых требуется разное напряжение организма и ума, свободно и легко с ним справляться. Когда возникает какой-то ступор, вдруг обнаруживается, что непонимание своего же поведения распространяется не на все сферы — в некоторых сферах мне легко и я знаю, что нужно делать, а вот в других сложно – это и есть блоки. Блоки, которые касаются ума, а точнее реагирования на то, с чем сталкивается тело. Именно так, наблюдая себя в разных позах, мы обнаруживаем блоки сначала на уровне физического тела, а потом, рассматривая их под разным углом, уже постепенно всплывают более глубокие причины этого сжатия. Психические и ментальные нестыковки. Ум, сталкиваясь с определенными ситуациями, анализирует их, а психика неадекватно реагирует.
И именно в этом и состоит исследовательская цель хатха йоги – обнаружить, что мы должны разделять физическое, психическое и ментальное. И, по отдельности пронаблюдав те или иные блоки и зажимы, мы уже можем впоследствии обнаружить и их взаимосвязь. Оказывается, любая боль, сжатие, плотность обязательно найдет причины — в неприятии, в сильном эмоциональном реагировании на определенные ситуации.

-Итак, если подвести итоги. Из чего состоит практика.

• обнаружение перекосов в теле и детоксикация
• более долгое удержание себя в разных позах, чтобы скорректировать опорно-двигательный аппарат. А с другой стороны, замечаем паттерны своего сознания. Как раз те программы, которые всплывают наружу.
• проработка паттернов или программ. Медитация. Она корректирует программы, которые постоянно кружатся, находятся в ротации. Когда мы выходим из ротации – мы входим в медитацию. Это своеобразная нейтралка. Точка ноль. Пребывая в медитации, мы видим, из чего состоит наш ум, эмоции. Как можно работать именно с ними. Поэтому основная йога связана с медитациями, а тантрическая часть йоги, то, что мы называем сегодня хатха йога – это большое количество разных уловок, которыми мы можем, с одной стороны, поправить свое здоровье, а с другой, и это самое важное – подвести себя к моменту медитации.

-А как для вас связана йога и повседневная жизнь?

-Симметрическое выстраивание себя в позах дает возможность обнаружить перекосы. И это обнаружение и дает привычку в обычной жизни почувствовать, когда мы отходим от правильно выстроенной модели. А раз внимание обращается не только на звуки, запахи и прочие внешние аспекты, но и на внутренние ощущения, то, осознавая через эти ощущения геометрию внутреннего пространства, ты выравниваешь эти перекосы и, как следствие, внешние перекосы тоже начинают исчезать. Речь о том, чтобы не только техническими уловками менять, гнуть, выправлять тело, но самое важное – задать точки для своего же внимания и это естественным образом будет получаться. Обнаруживая неуютное ощущение, ты сразу смотришь – а с чем это связано. Ага, с неправильным положением тела, с неправильным отношением к ситуации, с излишним реагированием.
Есть какая тонкость. В обычной жизни у нас огромное количество разных перипетий. И наша судьба состоит из постоянного их чередования, ротации. В йоге такое огромное количество поз необходимо именно для того, чтобы хотя бы метафорично повторить это бесчисленное количество ситуаций, имеющих место во внешней жизни.

-То есть йога готовит человека к реагированию на определенные ситуации?

-Йога на уровне хатха йоги использует разные позы для того, чтобы подчеркнуть, что невозможно заранее подготовиться ко всем тем жизненным перипетиям, которые могут произойти, но можно сделать главное, понять некий принцип, который поможет уютно себя чувствовать в происходящем. Йога подсказывает – выход один. Попадая в новую или оказываясь в одной из циклично повторяющихся старых — первое что надо сделать – расслабиться. Как только мы расслабляемся, не столько даже физически, хотя через физику мы учим себя расслабляться психически и ментально концентрироваться на происходящем, но и психически — наше реагирование становится более естественным. А раз так, то мы сразу можем понять, что конкретно требуется от нас в той или иной ситуации, и сделать так, как мы это понимаем. И этот навык закрепляется как раз на уровне поз в йоге. Разные позы, какие-то из них новые, но принцип известен – расслабиться, понять, что в той или иной позе требуется, и сделать именно так, но с минимальным расходом физических и психических сил. А это естественно удается тогда, когда внимание человека тратится не на бешенную ментально-психическую работу, а когда он смотрит, что внешне в позе требуется, и учится чувствовать это изнутри.

-Получается, нужно просто расслабиться.

-Необходимо не только расслабиться, но и сконцентрироваться. Не только на том, что происходит снаружи, но и на том, как это отражается внутри. Необходимо, смотря изнутри, не терять ту связь, где тело, психика и ум – это единое целое. В противном случае, есть очень бурное участие во внешнем, и тогда человек не имеет энергии вовремя обнаружить сигналы, которые ему посылает тело, вовремя выйти из ситуаций, понизить накал. Как только в йоге закрепляется это умение, переходящее из позы в позу, то и в обычной жизни, по аналогии, это все чаще удается. До тех пор, пока это не становится естественным состоянием.

-И тогда человек пребывает в балансе?

-Ты уже не выходишь из зоны комфорта, а она построена на темпоритме. Темп и ритм в йоге всегда должен быть таким, чтобы скорость того, что я делаю, была всегда привязана к темпу дыхания. И если мне хватает внимания на то, чтобы обнаружить, как я дышу, то это уже не позволит мне так сильно впасть в какое-то бурное психически-ментальное реагирование. Если часть моего внимания уже внутри, то я не позволю этих максимальных амплитуд. Патанжали сформулировал главную задачу йоги: «убрать излишнее пиковое реагирование самого себя на то, что происходит вокруг». Chita Vriti Nirodhana – «Непорождение колебаний ума». А как мы можем не порождать – только с помощью внимания.

-То есть главное – это внимание?

-Вся йога построена на разных уровнях внимания. Сначала мы обнаруживаем вниманием перекосы тела, потом начинаем через них чувствовать причины этих перекосов в уме, а, поскольку они обнаружены, остается главное – не терять ясности, которую мы в спокойном состоянии нарабатываем. И следующим этапом становится практика удержания этой ясности, покоя, несмотря на бурное изменение жизни.
А вот следующий этап еще более интересен. Это когда уже обнаружены перекосы и человек воздействует на них специальными методами, уже налаживается ток энергии и появляется свободная энергия на то, чтобы все чаще себя осознавать, и вот тут всплывают те самые глубинные программы, которые скорее всего созданы не только в этой жизни. Но только анализ этих ситуаций приводит к пониманию того, что я тут, на этой земле, уже не один раз появлялся и наработал столько отношений с разными людьми, что мне теперь просто приходится из одной ситуации в другую входить, совершенно не подозревая, к чему это все приведет.

-И к этим ситуациям просто не нужно привязываться?

-Главное – это доброжелательность. Это тоже один из постулатов йоги. Не привязываться к ситуации – это лишь метод. Не привязываясь, а значит, не входя в реагирование, у меня появляется свободная энергия обнаружить, а что же в этой ситуации от меня требуется. А чаще всего кармические завязки с людьми, с которыми я теперь работаю, требуют от меня только одного – не потерять силы присутствия, выбрать верхнюю точку восприятия этого мира. Тот самый широкий масштаб, который мы имеем в виду, когда говорим о душе.
И вот если душевность не уходит, несмотря на порой противоположное отношение к тебе, то ты выходишь на тот уровень, когда восприятие себя как души позволяет не нарушить тех самых важных законов, которые делают тебя либо счастливым, либо несчастным в дальнейшем. И, если новых нарушений не делаешь, а, сталкиваешься только старыми, и тебе хватает осознанности и доброжелательности их правильно проживать, постепенно обнаруживаешь, что жизнь сама перестает посылать пиковые проверки. Она становится мягче и постепенно радостнее. И когда замечаешь, что эта радость у тебя появляется без особых причин, естественно, органично, то это очень хороший критерий оценки эффективности практики. Поэтому, если мы говорим о некой проверке, которую мы обязательно должны устраивать сами себе, то именно в этом она и состоит – наблюдать, насколько часто удается смотреть на происходящее с точки зрения души, а не волнующегося ума, и насколько хватает сил, находясь в этих ситуациях, не спутать их с теми ролями, которые я вынужден проигрывать, находясь в теле.

-А есть ли тогда какие-то признаки, по которым можно практикующего человека отличить от того, кто не практикует, если все мы все равно попадаем в перипетии?

-Самое важное, наверное, отличие практикующих людей от обычных – возможность, даже находясь в ситуациях, будучи как бы актером, все же видеть себя со стороны, из зрительно зала, и постепенно понимать, что ситуации не возникают ниоткуда, а являются следствием происходивших ранее ситуаций, значит, быть и сценаристом своей жизни.
Практика различения постепенно приводит к тому, что ты вдруг понимаешь, что нет двух сторон той медали, которой мы называем жизнь. Сторона эта одна. Адвайта. В этом отношении — это понимание того, что нет противоположных людей, мнений, нет разделяющих моментов. Кажущаяся противоположность возникает просто от нехватки тех самых точечек, которыми мы эту жизнь видим. А ясность как раз и приносит видение тех самых начал, бесконечного продолжения ситуации. Поэтому мир перестает делиться на два. Ты вдруг понимаешь, что даже в противоположностях на самом деле складывается целостность. И это не о том, как нам принять других, это именно о том, что ты понимаешь, что других, отдельных от тебя, просто нет.

-То есть человек начинает ощущать свою целостность с миром…

-Это еще один этап йоги – когда возникает целостность, происходит уход от двойственности. Вдруг замечаешь, что нет какого-то твоего выбора, нет отдельного решения, которое ты мог бы принять в ту или иную сторону. Есть в йоге очень хорошее понятие, не я его сформулировал, но мне оно очень нравится. Вот когда Бог хочет от нас чего-то, то он свои пожелания спускает через самую верхнюю чакру, которая является антенной. И когда его пожелания спускаются к нам в голову, мы слышим их своим же голосом. Нам приходят якобы наши же мысли. Отправиться куда-то, жениться, развестись, двигаться или воздержаться от этого движения. Так вот, практика целостности показывает, что ты как раз и замечаешь это. Через тебя проходит огромная энергия. И если ты убираешь обусловленное своим умом, всегда неполное оценивание, то выясняется, что ты почему-то в одних и тех же ситуациях совершенно по-разному можешь себя вести. Это происходит потому, что пространству требуются разные выводы, разные продолжения этих ситуаций. И ты, если чист, если существует внутренняя пустота, из которой ты дальше смотришь на самого себя, ты понимаешь, что ты ведом. Ты позволяешь себя вести. У тебя пропадает внутреннее противоречие, ты перестаешь защищаться. Наоборот, твое доверие пространству возрастает в такой мере, что даже если Богу нужно через нас что-то сделать, то это радость. И, когда ты находишься в том состоянии, что ты делаешь вещи, которые, ты понимаешь, свыше направляют тебя, то возникает не только легкость, но и радость, которая без особых причин наполняет твое сердце.
А когда мы встречаемся с людьми, у которых радость – это их естественное состояние, та самая пустота, из которой они каждый раз смотрят на тебя, позволяет им безоценочно воспринимать тебя, не разделяя, а объединяя – мы помогаем друг другу и становимся самой жизнью, не участниками, чем –то отдельным, а вдруг понимаем, что жизнь и есть – то самое целостностное, очень увязанное во всех своих мелочах и нюансах, никогда не заканчивающееся состояние глубокого сна, в котором находится Бог и видит нас, а мы – это его персонажи, между нами и им разница только в расстоянии, которое возникает, когда у человека появляются представления о самом себе. А когда эго отступает – возвращаешься домой. Даже в телах, которые очень далеко и не видны сверху. Независимо, насколько далеко находится локоть или пальцы руки, мы и локоть, и пальцы чувствуем одновременно. Поэтому у каждой клеточки моего тела возникает та же возможность, что и у меня самого. Несмотря на то, что это клеточка – она и есть часть меня. Несмотря на то, что я имею тело человека и живу в материальном мире, тем не менее, я часть этого огромного создания. И поэтому радость, возникающая от этого понимания, она и насыщает жизнь смыслом.

-То есть человек должен испытывать радость и в практике?

-Конечно. Если вы, практикуя, не испытываете этой радости, то мудрецы советуют прекратить, приостановить ту практику, которую вы делаете, и пересмотреть ее. Настоящая практика должна тебя подружить сначала с собой, а потом и с миром. А когда эту дорогу вдруг проходишь, становишься более тонким и более сложным. Это закон физики. Мы же в материальном мире живем. Более сложное, более тонкое начинает притягивать и структурировать более грубое вокруг себя. Соответственно, так и появляются сообщества, которые влияют дальше на других. Появляется уровень сознания, и, если он достигается одним человеком, то вокруг него естественно у людей также расширяется их персональное сознание.

-По каким параметрам можно понять, что человек добился какого-то результата в практике?

-Большинство людей приходят в духовную практику, как ни странно, не из желания познать свой дух, а из-за того, что существуют уже такие явные перекосы тела, которые просто не дают нормально жить. Они пробуют разные методы, и йога – один из них. Но отличительная черта йоги от других телесно-ориентированных практик в том, что, когда человек начинает прорабатывать внешние перекосы, он начинает замечать перекосы внутренние и, уже работая с этими перекосами, постепенно углубляясь в практику, он попадает в зону, которая вообще мало связана с телом, а касается души, духа.
Так как же понять, успешна ли практика. Если мы убираем перекос тела – то это видно – перекос убрался – практика успешна. Но если мы говорим о том, как убрать перекосы ума и психики, то да, здесь тоже есть критерий, и он вполне материальный. Насколько удается иметь такую ясность понимания себя, чтобы удержаться от насилия, воровства, лжи, от бесконтрольного реагирования, в котором теряем жизненную энергию — это то, чего я не делаю, когда моя практика успешна, и на это должно хватить ясности. Но я же еще что-то и делаю. И на это тоже нужна ясность. Я борюсь с теми препятствиями, которые мешают наслаждаться жизнью каждый день. А препятствием этому каждый раз будут являться разные стороны моего эго.
Важно, изучая те методы познания, которые предлагают различные духовные школы, в результате прийти не к интеллектуальному пониманию себя и мира, а пропустить это все через живой опыт, аутентично, через изменение самого себя. Отношение к этой жизни очень четко показывает уровень моего видения. Чем выше уровень, тем меньше тревог, тем меньше причин, по которым я могу вдруг перестать замечать волшебство и радость.
Поэтому показателем успешной духовной практики является возможность удержаться от поступков, которые наносят вред окружающим, и моя возможность, наоборот, какие-то поступки, ощущения, сделать регулярными. Ибо все остальное – ум будет приписывать себе. А эти заслуги очень сильно возбуждают гордыню. И поэтому внешний успех практики не всегда отражает внутренний рост. Если правильно разделить на внешнее и внутреннее – это два критерия. Внешнее – не нарушаю гармонию мира плохими поступками, а внутреннее – когда я разгадываю принципы волшебства, стараюсь обнаружить в себе Бога. Того самого Бога, который, если обнаруживается нами однажды, сам посылает нам те самые чувства, которые взвешивают наши поступки. Появляется мерило в сердце. Правильно ли я делаю или нет. В состоянии покоя нет беспокойства. Все от эго. Когда мы страстно чего-то хотим, или же наоборот, избегаем – мы вынужденно входим в ограниченность. Когда же мы убираем страсть, мы убираем и невежество, и эгоцентризм, и кармические ситуации, которые порождают ответные реакции. Когда этого нет, начинаешь замечать, что это не ты поступаешь тем или иным образом, а пространство через тебя. Ведь какими бы формами мы сейчас не были – в духе мы одно. А радость – она возникает естественно. Просто от осознания, что ты – есть.

-На каком этапе практики возможна индивидуальная работа? А когда необходим учитель?

-Как только начинаешь чувствовать голос, который находится над дуальностью мира, внешний учитель становится лишним. Ты уже обрел своего внутреннего, самого главного, учителя. И он уже тебя ведет, а любой человек, который встречается на пути, или ситуация– тоже становятся учителями. Только их уроки ты воспринимаешь с помощью своего внутреннего состояния.

-Что делать, если хочется по каким-то причинам прервать практику, остановиться, уйти во-что-то другое?
-Останавливаться и переходить куда-то еще можно, если дошел до результата. Когда прервал посередине пути – это эго. Нужно сделать над собой усилие и продолжать. Если же уже понял – да. Достигнут определенный финал. Тогда можно и останавливаться, и переходить в другие практики – все пути ведут в одну сторону.

-Что будете презентовать на фестивале?
-Я хочу показать, что существуют техники, которые:
• запускают работу детоксикации организма
• помогают обнаружить внутренние проблемы и вести работу с ними
• дают человеку возможность психически понять и устранить перекосы, внутренние и внешние
• сконцентрироваться и обуздать ум

Ведь, на мой взгляд, смысл фестиваля как раз в том, чтобы дать людям представление, что и как им практиковать.
Я не разделяю группы на новичков и тех, кто давно практикует – здесь отличие только в глубине погружения, которая у каждого человека своя. Работая над собой, необходимо учитывать физическое, ментальное, праническое и психическое тела. И если с ними правильно работать – неизбежен вывод, что есть причины, обуславливающие качество жизни, и это тот опыт, который душа может извлечь, находясь в разных формах. А если грани какого-то опыта не хватает, то мы получаем ситуацию, которая помогает нам эту грань себе в багаж тоже приобрести. Если мы ситуацию проходим, а не избегаем, конечно. И если мы добираем данный опыт – тут уже идет работа с казуальным телом – та главная практика, которая направлена на осмысление и осознание тех жизненных перипетий, которые и называются — Судьба.